Автохаусы о проблемах, доверии клиентов и в целом ситуации на рынке

12.10.2016

Известно, что владельцы в прошлом печально известных автохаусов брали авто на продажу, а затем перепродавали их по заниженным ценам, меняли на другие или закладывали в счет долгов. Уголовные дела фирм-мошенников подпортили репутацию фактически каждой комиссионной компании. Сегодня площадки автохаусов вроде бы не пустуют, но градус доверия к ним сильно упал, и молчать им в такой ситуации становится все труднее. О проблемах, ситуации на рынке и о том, какие времена переживает среднестатистический автохаус в Беларуси, нам рассказали представители как крупных, так и небольших столичных площадок.


В одном из крупных автохаусов Беларуси считают, что ситуация в сфере цивилизованной продажи авто с пробегом сложилась непростая. Скандальные истории о деятельности фирм-мошенников, активно тиражируемые в СМИ, несправедливо дискредитировали всю автомобильную сферу.

Романчук Сергей

— Чтобы понимать, как это отразилось на нас, приведу несколько цифр. В среднем за несколько лет на нашей выставочной площадке было 220 автомобилей. Но после историй с мошенниками произошел отток клиентов и количество машин снизилось до 60. Благо ситуация восстанавливается и уже сейчас в продаже имеется более 80 авто. С другой стороны, некоторые молодые и порядочные автосалоны так и не сумели продолжить свой бизнес, им пришлось закрыться или перестроиться на другие услуги. Мы же стараемся поддерживать интерес клиентов за счет услуг предпродажной подготовки, сниженной стоимости наших услуг, а также акций и скидок, — рассказывает учредитель ООО «Автохаус Мегаполис» Романчук Сергей.

По словам директора автохауса, в целом ситуация нестабильная. Традиционное сезонное оживление чередуется с труднообъяснимыми периодами затишья. Падение цен приостановилось, и даже можно отметить некоторый их рост. Сегодня столичная площадка активно принимает в зачет старый автомобиль, а доплату помогает оформить в кредит или лизинг, и это основной инструмент продаж.

— Потенциальным клиентам автохаусов, в первую очередь, рекомендую быть реалистами. Ведь жертвами мошенников стали люди, которые доверились сказочным обещаниям получить деньги за свой автомобиль через определенный срок, независимо от результата его продажи, либо те, кто невнимательно читал договор, позволявший автосалону обменивать автомобиль, пока тот не превратится в «живые деньги». Важно: автосалон возьмется за реализацию авто и рассчитается после его продажи либо выплатит деньги в день обращения, если вы согласны уступить в цене. К другим вариантам относитесь очень осторожно. Следует доверять фирмам с многолетней репутацией и большим автопарком, — подытоживает Романчук Сергей.

Крупнейшая площадка в Беларуси — автоцентр «4КОЛЕСА» — ставит ребром вопрос о криминогенной ситуации автомобильного рынка, которая негативно отразилась на всех, в том числе и на компаниях, работающих честно и цивилизованно.

Михаил Белянкин

— Сложная экономическая ситуация спровоцировала сегодня новую тенденцию, которую очень важно озвучить. Первое — это бум «левых» комиссионок, которые работают незаконно в тандеме с нелегальными перекупами. Причем оформляют счет-справки прямо из машин или с вызовом по телефону, сама процедура прикрывается договором комиссии и по документам выглядит как реальная комиссионная продажа. По факту же «левые» комиссионки берут деньги за «беспредельное» оформление бланков счет-справок, помогая перекупам купить автомобиль по ксерокопии паспорта реального собственника, а в дальнейшем — оформить сделку купли-продажи на конечного покупателя.

 

— Есть даже реальные случаи, когда предприимчивые «оформители» открывали фирму или ИП на бомжей, покупали в Белбланкиздате десятки тысяч счет-справок и по полному беспределу оформляли все подряд, чем подвергали серьезному риску конечных покупателей. Ведь автомобиль, оформленный перекупом без реального владельца по копии паспорта, может быть в угоне либо «двойник», — рассказывает владелец торговой марки «4KOLESA» Михаил Белянкин.

Еще одна очень серьезная проблема, которая актуальна как никогда — автохаусы, которые выкупают автомобили у граждан по черным и серым схемам. По словам Михаила Белянкина, доля сделок по выкупу авто через автохаусы до 95% осуществляется нелегально, для уклонения от уплаты налогов они используют как «серые», так и «черные» схемы сделок.

Первые (притворные) подразумевают, что вы продаете авто автохаусу, воспользовавшись услугой срочного выкупа, а с вами заключают притворный договор комиссии. По «черной» схеме» выкупа представитель автохауса предлагает на сотрудника автохауса как на физическое лицо оформить счет-справку, по которой авто никогда не станет на учет. Ни по серой, ни по черной схеме нет перехода права собственности на автомобиль от продавца автохаусу. Все время, пока автомобиль не будет зарегистрирован на нового покупателя в ГАИ, он будет оставаться собственностью продавца, и вся административная ответственность тоже будет его.

— К сожалению, деятельность сомнительных автохаусов, которые когда-то не выплатили деньги своим клиентам, а также тех компаний, которые и сегодня выдумывают «серые» и «черные» схемы работы, не способствует укреплению доверия клиентов, — отмечает Михаил Белянкин. — Но мы делаем все возможное. Время общения с каждым клиентом выросло примерно в 5 раз. Мы выложили все образцы наших договоров на нашем сайте. Пытаемся все объяснять нашим клиентам, рассказываем о сложившейся ситуации на рынке и призываем всех совершать сделки легально. Требуйте от компаний при выкупе автомобиля у вас договор купли-продажи, а не притворный договор комиссии.

— Но самая главная проблема для нас остается и по сей день: большой процент перекупов, которые работают вне рамок закона. Обиднее всего, что преступные сделки совершаются между ними и некоторыми автохаусами, вовлекая в обман и наших потенциальных клиентов. На сегодняшний день на нашей стоянке стоит до 150 машин максимум, продажи идут, но проблемы есть, и их нужно освещать и решать на законодательном уровне. Мы обратились с инициативой в Министерство Торговли Республики Беларусь и МВД и уже внесли свои предложения для изменения законодательных актов, которые, на мой взгляд, должны способствовать уменьшению криминогенной обстановки на авторынке, — резюмирует Михаил Белянкин.

Небольшим площадкам живется еще сложнее, хотя их репутация от фирм-пустышек страдает не меньше, и они тоже пытаются вести свой бизнес, исходя из сегодняшних реалий авторынка. К примеру, один из автохаусов на Логойском тракте «Фортуна-Моторс» сегодня практикует совершенно другой подход, принимая на выкуп или комиссию далеко не все автомобили.

Ладенков Павел

— Гораздо лучше держать 15-20 ликвидных машин, которые стопроцентно кто-нибудь купит, чем сотню тех, которые будут простаивать на арендуемой парковке месяцами. За последние годы рынок существенно изменился, особенно по части предпочтений клиентов. Если раньше, до 2011 года, ориентировались на машины, пригнанные из Европы, потом из России, то сегодня эти ориентиры размыты. Как правило, люди приходят просто за конкретным авто, который заранее присмотрели в рекламе. Ориентира по цене тоже нет: это могут быть как хорошие «Жигули» начала 1980-х за 1000 рублей, так и 2-3-ехлетний кроссовер за 30-40 тыс. рублей, — рассказал нам директор автохауса Ладенков Павел.

По его словам, самое сложное сегодня в работе — найти хорошую машину, которая будет востребованна и гарантированно уедет потом с площадки. По сравнению с прошлыми годами количество заключенных договоров комиссии у них снизилось, но определенный спрос все-таки есть. Причем работники автохауса делают акцент на срочный выкуп как более быстрый и надежный способ решить вопрос с продажей машины.

— Мы не стремимся выйти в массовый тираж, учитывая нестабильную обстановку и рынок, который постоянно лихорадит. Если нам предлагают взять на комиссию автомобиль по неоправданно высокой цене, состояние которого ей не соответствует, то, обрисовав реальные возможности, пытаемся найти компромисс: договариваемся с продавцом о цене, а покупателю помогаем найти подходящий вариант. Сегодня мы работаем больше над предложением, поскольку человек уже идет за конкретным автомобилем. Автохаус, в свою очередь, помогает с кредитом, забирает старый авто в зачет нового и делает процедуру оформления максимально удобной и быстрой.

Еще один небольшой автохаус «4Сars» объясняет, что невольно приходится работать на постоянного клиента, а нового человека привлечь в нынешних реалиях фантастически сложно.

Артур Сорокин

— С недоверием приходится сталкиваться постоянно. Приходят люди и буквально с порога требуют свидетельство о регистрации фирмы, вычитывают каждую буковку в договоре комиссии. Тенденция кардинально поменялась: если раньше были проблемы с продажами машин, то теперь они уезжают в среднем за неделю. Зато сдают авто на комиссию очень неохотно, предпочитая продавать их своими силами. Кроме того, нелегальные перекупы услугу нам тоже не делают, когда рассказывают о том, что якобы все автохаусы — это мошенники. Также хотелось бы, чтобы каждый автохаус, который законно и профессионально занимается комиссионной торговлей авто, имел официальный доступ к базам ГАИ, чтобы проверить, находится ли авто в судебном залоге или угоне, и обезопасить тем самым конечного покупателя, — говорит директор автохауса Игорь Архипов.

В прошлый наш визит на стоянке стояло примерно около 40 автомобилей, сегодня — примерно 20. Сотрудники автохауса связывают это с общим недоверием к автохаусам. Кроме того, многие белорусы не готовы сдавать авто на площадку, временно лишаясь средства передвижения. Во многом поэтому здесь и появилась своего рода инновация — услуга удаленной продажи.

— К нам приезжает клиент, мы фотографируем машину, размещаем объявления на всех ресурсах, а продавец продолжает на ней ездить. Как только появляется покупатель, мы договариваемся о встрече и сводим их вместе. Такая дистанционная схема продажи однозначно выгодна продавцу. Во-первых, он не отказывается от привычного средства передвижения, а во-вторых, таким образом отсеивается некоторое количество покупателей, которые звонят просто так. Для нас же это еще одна возможность заинтересовать клиента, — объясняет замдиректора Артур Сорокин.

**

Как видим, и крупные, и мелкие автохаусы сегодня сетуют на то, что очень сложно стало наполнять площадки ликвидным товаром. Но они не опускают руки и пытаются продвигать различные инструменты продаж. А вот имиджевая проблема тоже остается актуальной как никогда. Уголовные дела фирм-однодневок негативно отразились и на тех компаниях, которые помогают купить и продать авто совершенно легально. Так что вопрос доверия и лояльности клиентов сегодня ставится во главу угла, и многие автохаусы пытаются в непростых условиях развивать цивилизованный способ сделки купли/продажи авто.

Алина Вислоус

Автомалиновка

К общему списку